О трех ипостасях якутской души

Аита Шапошникова – человек в Якутии известный. В числе ее работ – перевод Священного Писания (Послания апостола Павла) на современный якутский язык, перевод на русский язык произведений писателя Василия Яковлева-Далана, в том числе знаменитого романа «Тыгын Дархан». Семь лет возглавляет республиканский женский журнал «Далбар хотун» («Ее величество женщина»), само название которого стало нарицательным. В Якутии давно уже проводятся конкурсы на звание «Далбар хотун», пройти хотя бы в финал которого считается очень престижным.

– Аита Ефимовна, кого можно назвать героем нашего времени и почему?

– Достигшего служебных высот чиновника или предпринимателя, нажившего состояние «праведными трудами». Шутка! Каждое поколение заслуживает своих героев, как и правителей. На этот счет есть замечательная русская поговорка: «По Сеньке и шапка».

Хорошо знакомые нам со школьной скамьи литературные герои Онегин, Печорин, Павка Корчагин отражают умонастроения, надежды и чаяния своего времени: 1830-х гг. (николаевской реакции, воцарившейся после восстания декабристов) или эпохи романтиков-революционеров. Это иной уровень ментальности, иные идеалы.

Мы же живем в эпоху демократии, когда доступна любая информация. В зависимости от своих взглядов человек выбирает идеалы и цели, и всеобщего образца для подражания сейчас не может быть. Кумиры быстро низвергаются под натиском агрессивно-негативной информации.

Каждый человек волен сам себе выбрать идеал. Очевидно, общий знаменатель можно подвести под такое определение: герои – люди, умеющие брать на себя ответственность, готовые принимать решения.

– Насколько, на ваш взгляд, справедливо высказанное покойным Александром Зиновьевым мнение, что «сейчас в мире осуществляется организованное оглупление широких слоев населения»?

– Мы с вами и принадлежим к касте, которая этим занимается, – СМИ. Очень часто наш брат (ТВ, Интернет, СМИ быстрого реагирования) в погоне за тиражом, читателем, зрителем грешит такими вещами, как черный пиар, публикация непроверенных данных, слухов, домыслов. Вот и получается оболванивание населения.

Чем более хлестко, смачно пишут журналисты, тем шире их читательская аудитория. Значит, существует прослойка общества, которой нужна именно такая журналистика.

Но все же главный принцип, которого должна придерживаться пресса во все времена, – достоверность фактов. Есть журналисты, которые не гонятся за сенсацией, пишут о том, что можно изменить общество в лучшую сторону. Но это в большей мере можно сказать о писателях, они серьезно относятся к своей работе.

– Внушает ли вам оптимизм современная молодежь?

– Мы были романтиками, считали, что впереди необыкновенно счастливая жизнь, что нам по плечу любое дело. Сейчас молодые более прагматичны, знают, как сделать карьеру, как заработать больше денег. Они могут очень хорошо разбираться в каких-то информационных технологиях, экономике – в работе фондового рынка, например, играть на бирже, знать, куда лучше отправиться в отпуск, где можно «красиво оттянуться».

Писатель Николай Алексеевич Лугинов как-то рассказал мне случай, как ему позвонила с просьбой о консультации студентка филфака, писавшая дипломную работу по его произведениям. Он назначил ей встречу в Литературном музее им. П.Ойунского. И был шокирован вопросом без пяти минут филолога: «А где такой музей?». Молодежь испорчена возможностью быстрого доступа к информации большого объема. А, может, мозг молодого человека очень быстро избавляется от лишней информации...

Мне жаль, что в этом смысле перед вечностью молодые более уязвимы, беспомощны. Человек, более осведомленный в различных областях человеческого знания, эрудированный, легче усваивает новые идеи, с виду вполне безумные. Молодежь усваивает то, что находится на поверхности, скачивает материалы в Интернете, а раньше читали первоисточники. Мой друг писатель Иван Иннокентьев по этому поводу рассказал байку: «Интернет подобен искусственной почке. Как только он отключается, подсевший на него человек тихо «умирает» от недостатка общения и информации. Особенно тот, кто завис в «Контактах».

Способ получения информации становится проще, появляются компьютеры, которые могут работать от зрачка человеческого глаза, то есть происходит сращивание человека с машиной.

– Происходит утрата человеческой индивидуальности. Я бы назвала это «механизацией сознания». Но оставим эту тему на потом, так как у журнала «Далбар хотун» совсем другие герои. Или героини. Расскажите об этом.

– Герои «Далбар хотун» – люди села, которые живут естественной жизнью, занимаются сельским хозяйством, чувствуют силу земли, ощущают себя частью природы. Урбанизация ничего хорошего не принесет, так как она задает определенные параметры жизни, свод ценностей, а человек, близкий природе, наверняка имеет куда более широкие познания о мире, и потому более свободен. Можно судить об этом по детдомовским детям: они мало что понимают в реальной жизни, потому что жизнь их в детдоме регламентирована. Урбанизированный человек – это своего рода детдомовец, оторванный от матери-природы, он не знает, откуда берется молоко.

Наш журнал рассказывает о женщинах-труженицах, народных мастерицах, учителях, работниках культуры, многодетных семьях – о людях, которые и есть соль земли. Они такие разные, и все – уникальные! Например, моя героиня Яна Игнатьева , защитница и опора народных мастеров, директор Центра культуры и духовности им. А.Е.Кулаковского. Или негласный лидер намских женщин Софья Кобякова . По одному ее зову намчанки озеленяют улицы села, помогают ближним. А победительница конкурса «Далбар хотун-2009» Галина Габышева чего стоит? Она и портниха, и столяр классный, и вообще замечательная мама и жена. Мы печатаем в журнале много советов по хозяйству, выкройки, рецепты от своих читательниц. Новинка этого года – эзотерика по-якутски от поэтессы Умсууры .

– Это выгодно отличает «Далбар хотун» от глянцевых журналов, на страницах которых муссируется тема «основных инстинктов», гламур и т.д. Мода эта пришла с Запада… Нельзя, закрыв ставни своего дома, укрыться от глобального мира, но как можно малочисленным народам сохранить свою идентичность?

– В 2010 г. отмечается 100-летие выхода в свет поэмы «Сновидение шамана» Алексея Кулаковского-Ексекюляха. В этом произведении шаман предвидит опасность для якутов быть поглощенными более крупными массами людей, нивелироваться, раствориться среди тех же китайцев. Поэтому устами своего героя поэт говорит о необходимости пропаганды духовных ценностей своего народа. Только в этом случае мы можем противостоять такому воздействию глобализации, как направленное стирание национального своеобразия, утрата традиционной культуры.

По представлениям саха, человек имеет три души – материнскую, земную, воздушную, каждая из них ответственна за определенную сферу человеческой жизни. Материнская душа дается при зачатии, земная олицетворяет земную ипостась человека, связь с силами Земли. Воздушная душа – это информация, образовательная, не главная часть души. Лишившись ее, человек еще может жить.

А вообще, главное – остаться человечным человеком, «благородным мужем», говоря словами Конфуция. И свет в конце тоннеля все-таки виднеется, так как в человеке заложено много всего, о чем мы и не подозреваем, в трудный момент можно мобилизовать все силы и возможности духа. При удачном раскладе человек может жить до двухсот лет, но блага цивилизации и дурные привычки укорачивают жизнь.

В экстремальных условиях люди откуда-то черпают силы. Несколько лет назад в верхоянской тайге заблудились двое мальчишек. Пройдя сотни километров, преодолев горный хребет, они вышли прямо к Якутску. Мы тоже не знаем всех своих возможностей.

Так что стирания культурных и национальных особенностей не произойдет, природа не терпит однообразия, в тайге не найдешь двух абсолютно одинаковых сосен. Значит, глобализация не всесильна.

– Аита Ефимовна, поделитесь планами на будущее.

– Планов – громадье. Сейчас готовлю к печати книгу – своеобразный дайджест материалов журнала «Далбар хотун» за шестнадцать лет. Надеюсь, книга получится любопытной. Лежат и ждут своего издателя две рукописи. Перевод первой части романа Павла Харитонова «Дорога с бубенцами», который рассказывает о совместном житье-бытье якутов и государевых ямщиков в Хангаласском улусе. Очень интересные характеры. Вся соль в том, что большинство из них – реальные люди и предки ныне живущих хангаласцев. Лежит также перевод книги о знаменитом верхневилюйском лекаре и шамане Никоне .

Что касается журнала, то я мечтаю выпускать его ежемесячно, увеличить объем. Тираж его растет, что говорит о его востребованности. Думаю, со временем мы этого добьемся.

– Что вы пожелаете читателям SakhaNews?

– Есть старая якутская поговорка: «Осенний человек улыбается». Это значит, позади летняя страда, урожай собран, сено застоговано, скот – в коровнике, а олонхосут уже начал обход своих почитателей. Можно неспешно готовиться к зиме, играть свадьбы, загадывать виды на будущее, ходить в гости. Я хочу, чтобы якутяне почаще улыбались и с оптимизмом относились к жизни.

Октябрь богат на любимые праздники. День учителя, День пожилых, День матери. Поздравьте своих любимых стариков, они этого заслуживают.

Пусть болезни им не соседствуют,

С запада не задувает ветер холодный,

Снизу не веет стужей,

Пусть пламя в очаге не гаснет,

Стол ломится от яств

И тропку к ним во двор не заносит снегом!

Ольга СЕРГЕЕВА

 

Справка:

Шапошникова Аита Ефимовна родилась 11 cентября 1957 года в с.Намцы Намского района Якутской АССР.

Окончила Московский Литературный институт им. А.М.Горького.

Работала в редакциях журналов «Полярная звезда», «Чуораанчык». В настоящее время - главный редактор журнала «Далбар хотун».

Член Союза писателей России и Союза журналистов России. Лауреат Большой литературной премии России (2007 г.). Заслуженный работник культуры РС (Я) (2005 г.).

Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени. (2000 г.).

http://www.1sn.ru/42690.html

Вернуться на главную